Реклама спонсоров

Почему музыкальные ноты носят такие названия?

Изобретение нотной записи можно назвать таким же великим изобретением, как и письменность. Нотная запись позволяет создавать и передавать звуки и музыкальные мелодии.

Современная система нотной записи придумана монахом-бенедиктинцем Гвидо д'Ареццо, который жил в период с 990 по 1050 гг. во Флоренции в небольшом тосканском городке. Брат Гвидо занимался обучением местных певчих. На устное обучение одного певчего брату Гвидо необходимо было потратить 10 лет личного времени. Поэтому монах решил облегчить себе задачу и «отметил» звуки определенными знаками – нотами («nota» с лат. - «знак»). Ноты имели вид заштрихованных квадратиков, размещенных на нотном стане из 4-х параллельных линеечек. Современные ноты и нотный стан представляют собой круглые ноты, размещенные на 5-ти линеечках и расположенные по высоте звука - от низких к высоким. Количество нот – семь, они образуют октаву. Каждая нота имеет свое название – Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си), которое образовано от первых слогов церковного гимна св. Иоанну. Тональность каждой последующей строчки гимна на тон выше предыдущей.

Все латинские названия нот, кроме первой Ut (До), имеют гласное окончание – так удобней их пропевать. В 16 веке первую ноту из-за сложности пропеть закрытый слог «ut» заменили на «Do». Вероятно, это первый слог «Dominus» (с лат. «Господь»).

Благодаря своему изобретению, брат Гвидо быстро обучил певчих «музыкальной» азбуке и пению по нотам. В наши дни подобное пение называется сольфеджио. Необходимость личного обучения отпала сама собой, а процесс обучения сократился до двух лет.

Брат Гвидо не был первым изобретателем нотной записи. В странах Западной Европы существовала система значков – невмов, которые проставлялись над текстами псалмов и обозначали понижение или повышение музыкального тона. На Руси пользовались своей системой знаков – «крюками» и «знаменами».

Квадратные ноты брата Гвидо, размещенные на 4-х линейчатом нотном стане, оказались просты и удобны для записи музыки. Благодаря этой системе, нотная грамота, а с ней и музыка «вышла» за пределы церкви и навсегда «поселилась» сначала в королевских и вельможных дворцах, затем в театрах, концертных залах, а после – на городских площадях, став достоянием простых смертных.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии.